СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОМЕНОВ ЗНАНИЯ, ОТНОШЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО И ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
DOI:
https://doi.org/10.34689/6ts5hn63Ключевые слова:
доказательная сестринская практика, медицинская сестра, сестринское дело, образовательная программаАннотация
Введение. Обучение медсестер доказательной практике — это постоянный процесс, который начинается еще во время учебы в бакалавриате и продолжается на протяжении всей их сестринской карьеры. Изучение адекватности и эффективности преподавания доказательной сестринской практики на уровне академического бакалавриата началось в Республике Казахстан в 2019 году в рамках проекта ProInCa (“Promoting the Innovation Capacity of Higher Education in Nursing during Health Services’ Transition”) при поддержке Erasmus+. Спустя 4 года с момента внедрения курса доказательной сестринской практики в колледжах и медицинских вузах назрела необходимость мониторинга текущей ситуации по эффективности ведения указанной дисциплины. Цель исследования: Оценить и сравнить эффективность образовательных программ по доказательной сестринской практике на уровнях прикладного и академического бакалавриата сестринского дела для дальнейшей оптимизации ведения дисциплины. Материалы и методы исследования. Проведено анонимное онлайн-анкетирование с применением опросника «Оценка преподавания и обучения доказательной практике путем оценки доменов знаний, отношения и поведения». Сто шестьдесят три студента второго года обучения Высшего медицинского колледжа и колледжа «Даналык» г. Астана, и сто сорок пять медицинских сестер, проходивших цикл повышения квалификации в НАО «Медицинский университет Семей» были опрошены до и после прохождения курса по доказательной сестринской практике (ДСП) в сентябре 2023 года. Для оценки уровня статистической значимости применялся парный Т-критерий Стьюдента. Результаты. В области "Знания" студенты академического бакалавриата продемонстрировали более низкое понимание значимости знаний и навыков в ДСП в повседневной практике (16,16±2,07 против 19,1±1,84; p=0,001), в то время как студенты прикладного бакалавриата поддерживали стабильно высокий уровень как до, так и после обучения (21,76±2,87 против 21,94±3,36; p=0,001). Значительные различия в области «Отношения» также были очевидны между сравниваемыми группами, причем студенты академического бакалавриата проявляли больший скептицизм по отношению к ДСП как практическому подходу. Несмотря на этот скептицизм, студенты академического бакалавриата продемонстрировали большую уверенность в применении знаний и навыков ДСП в повседневной практике (20,66±6,87 против 23,28±5,58; p=0,001), наряду с повышенной готовностью внедрять ДСП в свою текущую и будущую работу (34,05±4,69 против 36,2±3,75; p=0,001). Выводы. Таким образом, студенты прикладного и академического бакалавриата продемонстрировали улучшение знаний после пройденного курса по доказательной практике, выразили свою готовность применять ее в своей профессиональной деятельности, однако по-прежнему сохраняется восприятие сестринского дела как искусства с большим акцентом на собственный опыт и индивидуальный подход к пациенту.
Библиографические ссылки
Karazhigitova P.A., Kassym L.T., Kussainova A.A., Zhetmekova Zh.T., Kozhakhmetova D.K., Botabayeva A.S., Kussainov A.A., Zhunissova D.A., Derbissalina G.A. Comparative analysis of knowledge, attitudes, and behavior in evidence-based nursing practice among academic and applied bachelor's degree students // Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2024, (Vol.26) 1, pp. 221-231. DOI 10.34689/SH.2024.26.1.026
Каражигитова П.А., Касым Л.Т., Кусаинова А.А., Жетмекова Ж.Т., Кожахметова Д.К., Ботабаева А.С., Кусаинов А.A., Жунисова Д.А., Дербисалина Г.А. Сравнительный анализ доменов знания, отношения и поведения в области доказательной сестринской практики среди студентов академического и прикладного бакалавриата // Наука и
Здравоохранение. 2024. 1(Т.26). С. 221-231. DOI 10.34689/SH.2024.26.1.026 Каражигитова П.А., Касым Л.Т., Кусаинова А.А., Жетмекова Ж.Т., Кожахметова Д.К., Ботабаева А.С., Кусаинов А.A., Жунисова Д.А., Дербисалина Г.А. Академиялық және қолданбалы бакалавриат студенттері арасындағы дәлелді мейірбикелік практикадағы білім, көзқарас және мінез-құлық домендерін салыстырмалы талдау // Ғылым және Денсаулық сақтау. 2024. 1 (Т.26). Б. 221-231. DOI 10.34689/SH.2024.26.1.026
Загрузки
Опубликован
Лицензия
Copyright (c) 2025 Рецензируемый медицинский научно-практический журнал «Наука и здравоохранение»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.